Mostovoy_A (mostovoy) wrote,
Mostovoy_A
mostovoy

Design story: трамвай Stadler 853 (2014)

stadler 853_09_1200px

Как я и обещал сегодня мы познакомимся со статьей отдела дизайна Promdisign (https://www.facebook.com/promdesign.rccme). Начнём)))

В начале мая этого года в Минске состоялась презентация новой модели трамвая - Stadler 853. Машину планируют выпускать на мощностях ОАО «Штадлер Минск» - создаваемом с 2012 года совместном предприятии белорусской компании «Белкоммунмаш» и швейцарской Stadler Rail AG. Несмотря на то, что новый трамвай носит иностранную марку, от Stadler у него позаимствована только техническая начинка, конструкция и дизайн состава в основном заслуга белорусских специалистов. Над обликом Stadler 853 работал Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси (РКЦМП ОИМ НАН Беларуси). О том, как создавали новую гордость белорусских машиностроителей рассказывает начальник отдела дизайна РКЦМП Данила Седнёв.


«Белкоммунмаш 843»:
stadler 853_01_1200px

Наше знакомство с предприятием «Белкоммунмаш» состоялось в 2007 году с проекта модернизации троллейбуса третьего поколения, а в 2008 году с нашим участием был спроектирован и изготовлен трамвай 843 модели. Сотрудничество оказалось успешным, и в начале 2013 года мы получили предложение от ОАО « Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» разработать на базе 843 модели трамвая более доступный, дешевый, простой вариант.

В соответствии с первоначальным планом проекта, в наши обязанности входила разработка только водительского модуля, однако в дальнейшем у нас появилась возможность влиять на дизайн всего трамвая. Это в первую очередь связанно с тем, что заказчик убедился (на основании предыдущего опыта сотрудничества, а также наших исследований и первых предварительных предложений) в том, что наш метод комплексного дизайн-процесса работает и позволяет добиться запланированного результата. В течение 10 лет выполнения различных проектов мы выстраивали свой дизайн-процесс так, чтобы всесторонние исследования рынка, аналогов, изучение и прогнозирование трендов, а также тщательный всесторонний анализ потребителя, занявшие в нем значимое место, позволяли бы увидеть проект целостно и с высокой долей вероятности выбирать правильные направления, наиболее точно подходящие под конкретную задачу.

stadler 853_03_1200px

Получив на заводе поддержку, по результатам проведенных нами исследований информации в открытых источниках, мы начали всесторонний анализ потребителя. Несмотря на то, что для сбора информации широко применяются информационные ресурсы сети Интернет и многие считают это достаточным для начала работ, для нас все же самым интересным источником информации о проблемах разрабатываемой техники являются так называемые «полевые» исследования.

Первоначально мы собираем объективные данные. В этом случае мы также начали работу с обсуждения технических аспектов, вопросов и проблем со специалистами: главным конструктором предприятия, начальниками отделов, главным инженером трамвайного депо, мастерами, и, конечно же, водителями. Затем субъективные – мы изучили мнения и отзывы пассажиров на форумах. В конце концов, неоднократно опробовали на себе удобство разработанного нами трамвая 843 модели и трамваев предыдущих поколений. Наиболее значимым для нас оказалось мнение водителей трамвая.

stadler 853_04_1200px

В процессе исследования размещения контроллера, мы определили, что с учётом постоянного использования, прежняя точка его расположения неудобна для водителя. Мнения водителей по этому поводу разделились. Кроме того, мы обсудили с ними различные аспекты отражений объектов в стеклах кабины и дисплея панели приборов в зависимости от погоды и времени суток, микроклимат, информативность и удобство управления, возможность срочного ремонта, алгоритм работы водителя, наличие и объем места для хранения личных и служебных вещей; внимательно выслушали все пожелания.

Опрос водителей показал нам, что главный недостаток с их точки зрения – плохая обзорность, является лишь внешним проявлением стремления к безопасности. Безопасность – ключевая необходимость основных пользователей трамвая, и в тоже время главный фактор, способный выделить конкурентные преимущества нового трамвая.

Таким образом, проведенные нами исследования, а также эскизные компоновки и утвержденные технические характеристики позволили сформулировать основные требования к дизайну и конструкции нового трамвая. Мы начали эскизный поиск, в котором параллельно прорабатывались три стилистических направления.

После их детального обсуждения был точно сформулирован основной мотив нового дизайна. Им стало улучшение безопасности пассажиров. Безопасность стала одной из основных функций образа. В дальнейшем ей будут подчинены все эстетические и конструктивные решения не только экстерьера, но и интерьера трамвая. В основу финального варианта лег эскиз, который максимально соответствовал всем требованиям. Впоследствии он должен был объединить в себе лучшие идеи из всех предложенных эскизов.

stadler 853_06_1200px

stadler 853_07_1200px

На этапе поискового макетирования и начала трехмерного моделирования к руководству работой приступил новый партнер «Белкоммунмаш» – швейцарская компания Stadler. Произошли значительные изменения. Было решено изготовить в качестве прототипа не короткий трамвай, а многосекционный, рассчитанный на крупные города. Это потребовало пересмотра технических решений кузова и ходовой части трамвая.

stadler 853_08_1_1200px

stadler 853_08_2_1200px

Несколько позднее была поставлена задача встроить систему активной безопасности, разработанную швейцарскими инженерами – устройство, которое при столкновении с автомобилем (фронтальной частью трамвая в бок автомобиля) позволяет смягчать удар и его последствия, а форма детали, которая накрывает устройство, способна сохранить человеку жизнь, если он вдруг окажется прямо перед трамваем. Применение новой системы безопасности повлекло еще более серьезные изменения как снаружи, так и внутри.

Перед нами стал выбор делать все с нуля или адаптировать наши решения под новые требования. В силу сжатых сроков проекта мы решили идти по второму пути. Проработка деталей и технология сборки разрабатывалась нами, а завод своими силами совместно с инженерами Stadler адаптировал каркас с учетом наших предложений.

Учитывая ограниченные человеческие (конструкторские) ресурсы, некоторые конструктивные решения, необходимые для продолжения работы, были приняты только к первоначально намеченному сроку изготовления прототипа (декабрь). Новый срок изготовления прототипа: конец апреля - начало мая. К началу марта все наши детали должны были быть переданы на завод и согласованы с конструкторами и технологами. Мы начали работу фактически заново, начиная с эргономической схемы. Сжатые сроки требовали строгого соблюдения этапов работы. Любая наша задержка привела бы к срыву работ, поскольку многим отделам требовалась от нас исходная информация. При этом, по графику мы уже отставали. Для ускорения работы было поставлено требование не ждать, когда будут согласованы все конструктивные решения, а передавать готовые детали конструкторам и технологам поэтапно. Возвращение к изменению переданной на завод детали не допускалось. В процессе работы изменялись высота трамвая, двери, элементы светотехники, боковое остекление салона и другие детали, что влияло на компоновку и общую композицию и требовало иногда существенных изменений деталей.

Как уже говорилось выше, главной функцией образа стала безопасность. Мы пришли к выводу, что светотехника на существующих трамваях находится слишком низко. Она видна только для небольшой части транспортных средств и зачастую перекрывается попутными машинами. В связи с этим, было решено поднять ее на максимально допустимую высоту в соответствии с нормами для автотранспортных средств категории М. Это улучшает видимость, и в тоже время не создает дискомфорт другим участникам дорожного движения. Чтобы гармонично вписать дневные ходовые огни нам пришлось существенно уплотнить блок светотехники, поскольку кабина в процессе проектирования значительно сузилась.

stadler 853_09_1200px
stadler 853_11_1200px

Главным новым элементом безопасности мы предложили сделать информационную систему. Суть замысла в том, чтобы дополнить информационную систему компактными табло в верхней части кабины по бокам, светодиодной подсветкой дверей и лазерной проекционной системой. Кроме того, что во время движения информационная система несет свою основную функцию - информирует о номере маршрута, она также во время остановки должна привлекать внимание всех участников движения. При подъезде к остановочному пункту (отслеживается GPS) в задней части трамвая на основном табло для попутных транспортных средств загорается надпись STOP, лазерная система предупреждения проецирует на асфальт изображение стоп линии, а в дверях загорается подсветка красного цвета. Во время открытия дверей подсветка сменяется на зеленую, обозначая разрешение для пассажиров осуществить посадку-высадку. Дополнительно мигают боковые табло кабины, привлекая тем самым внимание водителей, для которых нижняя светотехника оказалась закрытой, тем самым заменяя или дополняя аварийную сигнализацию.

К поставленному сроку было невозможно реализовать нашу идею, поэтому было найдено более простое решение – временно нанести графику одним предупреждающим цветом.

stadler 853_12_1200px

stadler 853_13_1200px

stadler 853_14_1200px

Также хотелось бы немного рассказать об интерьере кабины. Общая задача по проектированию интерьера кабины трамвая заключалась в создании рабочей атмосферы, способной доставить удовольствие от процесса работы. Конструктивно в кабине мы стремились соблюсти несколько принципов: уменьшение видимых элементов крепления и функциональное комбинирование различных материалов и текстур. Так в нижней части располагается жесткий пластик, что делает его более долговечным, в то время, как панель приборов и боковые поверхности, с которыми непосредственно соприкасается человек, выполнены из пластика с мягким верхним слоем.

Принцип внимания к деталям для нас был одним из главных и в кабине. Например, значительное время было уделено размещению аптечки. Чаще всего стандартные аптечки большого размера, и поэтому в общественном транспорте они находятся в не самом легкодоступном месте или ставятся на виду по остаточному принципу, где вмещается там и ставят. Мы искали для нее наиболее очевидное и доступное место. Большой размер аптечки стал определяющим, и мы решили: раз нельзя спрятать объем, в котором размещается аптечка, значит, нужно его выделить. Для усиления эффекта мы использовали « аптечный » салатовый цвет. Так была найдена идея с ярким акцентом в кабине.

stadler 853_15_1200px
Одни из основных исследований в части эргономики нами были проведены по размещению органов управления. Мы проанализировали функциональное назначение выключателей и переключателей, когда и в каких случаях они применяются, частоту их использования, влияние на безопасность, приоритетность. На основе этих данных мы разбили их на группы и распределили в порядке значимости и релевантности. При этом распределение кнопок внутри группы также было упорядочено.

stadler 853_16_1200px

stadler 853_17_1200px

stadler 853_18_1200px

Интерьер кабины в процессе работы также как и экстерьер претерпел значительные изменения, поскольку первоначально прорабатывалось консольное расположение контроллера на подлокотнике. В итоге, с учетом имеющегося опыта эксплуатации у швейцарской стороны, предпочтение было отдано более надежному контроллеру, который крупным блоком компоновался на боковой части панели приборов. Для поиска наилучшего места его расположения мы смоделировали и проанализировали возможные варианты его размещения с учетом ограничений обзорности, расстояний в крайних положениях до неподвижных частей и рекомендуемых углов сгибания рук для широкого диапазона пользователей.

Существенное внимание было уделено обзорности вперед - это был один из главных общих принципов, также влияющий на безопасность, тем более, что нас об этом очень просили водители! В результате, для улучшения обзорности, посадка водителя была значительно изменена с учетом того же широкого диапазона пользователей.

Первоначально в салоне планировалось применить дерево, как символ уюта и экологичности, тем самым подчеркнуть, что трамвай создан в Беларуси, где имеются огромные восстанавливаемые ресурсы древесины.

Однако после утверждения контроллера, от первоначального эскизного варианта пришлось отказаться.

stadler 853_20_1200px


Это сильно расстроило швейцарскую сторону, которая всячески подчеркивала необходимость наличия национального акцента. Мы договорились вернуться к этому вопросу чуть позже и обязательно найти ответ на него. В начале апреля, нам напомнили про него и предложили использовать белорусский орнамент в оформлении экстерьера. Естественно, отказаться было нельзя, и после длительных дискуссий внутри отдела мы предложили вариант нюансного акцента на контрастной вертикальной полосе кабины. Решение было одобрено.

stadler 853_21_1200px


В итоге, по истечении года работы, а по сути четырех месяцев, мы с вами можем видеть прототип нового трамвая, на создание которого было потрачено много сил, и в основе которого лежит желание хотя бы чуть-чуть сделать жизнь его пользователей более безопасной и удобной.


stadler 853_22_1200px


stadler 853_23_1200px


stadler 853_25_1200px


stadler 853_27_1200px


stadler 853_28_1200px


stadler 853_29_1200px


stadler 853_30_1200px


stadler 853_31_1200px


stadler 853_32_1200px


stadler 853_33_1200px

текст: Данила Седнёв, изображения: РКЦМП ОИМ НАН Беларуси

http://www.cardesign.ru/articles/designstory/2014/06/10/6046/


Subscribe
promo mostovoy may 18, 2015 13:50 104
Buy for 50 tokens
Интересуюсь экономической ситуацией в РФ и у наших соседей. С одним из моих коллег веду дискуссию на тему возможностей для предприятий. Почему они не в состоянии сделать товар (например отопительные котлы и газонокосилки), который купят? Что первично, "ничего не купят" или то, что…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments